Гиперкинетическое расстройство поведения у детей диагностируют в 5 – 7 % случаев. Патология затрудняет обучение и социальные взаимодействия, что подчеркивает важность своевременного обращения за помощью. Если вы заметили настораживающие симптомы у вашего ребенка, запишитесь на прием в нашу клинику. Врачи проведут обследование и назначат лечение.
Определение
Гиперкинетическое расстройство поведения у детей (код МКБ F 90.1) — неврологическое и психическое расстройство, характеризующееся нарушением активности и внимания. Оно проявляется в виде чрезмерной двигательной активности, импульсивности и трудностей в поддержании внимания, что влияет на их поведение и обучение. Расстройство проявляется в раннем детстве, без лечения клиническая картина сохраняется до подросткового возраста или дольше.
Причины
- Наследственная предрасположенность к расстройствам внимания и гиперактивности.
- Аномалии структуры и работы мозга, включая нейробиологические дисфункции.
- Воздействие токсинов на плод, инфекций, недостаток кислорода, преждевременные роды.
- Повреждения головного мозга, полученные в раннем возрасте.
- Неблагоприятная семейная обстановка, стресс, небезопасная среда.
- Эмоциональные и психологические травмы, плохое воспитание.
- Дефицит некоторых нейротрансмиттеров, нарушение метаболизма.
Виды и симптомы
Гиперкинетическое расстройство внимания проявляется в разных формах, каждая из которых имеет свои особенности. Гипотонические формы характеризуются снижением мышечного тонуса, что приводит к общей вялости, затруднениям в координации движений и проблемам с поддержанием активности. В таких случаях дети имеют трудности с выполнением физических заданий, выглядят менее энергичными по сравнению с ровесниками.
Дистонические формы, наоборот, связаны с повышением мышечного тонуса, что вызывает непроизвольные мышечные спазмы и нарушения координации. Сокращения мускулатуры приводят к неуклюжести движений, а также к дискомфорту в повседневной деятельности. В обоих случаях расстройство сопровождается дефицитом внимания, импульсивностью, агрессивностью, дислексией, дисграфией, но выраженность симптоматики зависит от типа гиперкинетического расстройства и сопутствующих факторов.
Гиперкинетическое расстройство поведения также классифицируется по степени тяжести, что позволяет учитывать вариабельность симптомов и их влияние на повседневную жизнь ребенка. Легкая степень характеризуется умеренными проявлениями гиперактивности, невнимательности и импульсивности. Выраженная степень проявляется более интенсивно. У детей нарушена концентрация внимания, наблюдается стремление к активности и импульсивность, что значительно влияет на их обучение и социальное взаимодействие.
Осложнения болезни
Гиперкинетическое расстройство поведения у детей приводит к различным осложнениям, которые затрудняют развитие и качество жизни. Явное последствие — снижение академической успеваемости, так как трудности с концентрацией внимания и гиперактивность мешают сосредоточиться на учебном процессе. Социальное взаимодействие тоже страдает: детям трудно коммуницировать со сверстниками и взрослыми, что приводит к конфликтам и одиночеству.
Агрессивное или разрушительное поведение усугубляют состояние, приводят к серьезным эмоциональным проблемам (депрессия, тревожные расстройства). Нередко наблюдаются нарушения сна и проблемы с самоорганизацией, что еще больше усложняет их повседневную жизнь и адаптацию в обществе.